Cookies

Отключены cookie-файлы!

Для корректной работы сайта необходимо разрешить использование cookie-файлов.

Cookies

Для оптимизации дизайна и быстродействия наших веб-сайтов используются cookie-файлы. Продолжая посещение веб-сайта, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов.

Ок

Курс

Отельному бизнесу

Дискуссия - одна из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающая особыми возможностями в обучении.

Узнать подробности у менеджера
УровеньЛюбой
ЯзыкРусский
ВозрастЛюбой

Описание курса

Дискуссия - одна из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающая особыми возможностями в обучении.

Дискуссия (от лат.discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения.

В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности слушателей в социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе практических ситуаций и решении задач.

Дискуссия сама включает в себя методы и приемы обучения: “мозговой штурм”, “синектика”, “анализ ситуаций” и т.д.

Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.

Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности обучающихся, их эмоциональной включенности в образовательный процесс.

Дискуссия с коммуникативной точки зрения всегда полилогична и по характеру может быть:

- в виде спора - разногласия, когда каждый защищает свою позицию,

свою точку зрения;

- в виде диалога-согласия, когда участники взаимодополняют друг друга, совместно решают проблему.

Существуют разные точки зрения по поводу сходства и различия спора и дискуссии, в данном случае спор можно рассматривать как необходимый элемент любой дискуссии или как отдельный тип дискуссии. Наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем.

Использование того или иного типа дискуссии зависит от характера обсуждаемой проблемы и целей дискуссии.

Дискуссия-диалог чаще всего применяется для совместного обсуждения учебных проблем, решение которых может быть достигнуто путем группового взаимодействия по принципу “индивидуальных вкладов” или на основе согласования различных точек зрения, достижения консенсуса.

Дискуссия-спор используется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения в науке, социальной политической жизни. Она построена на принципе “позиционного противостояния” и ее цель – не столько решить проблему, сколько побудить обучающихся задуматься над проблемой, осуществить “инвентаризацию” своих представлений и убеждений, уточнить и определить свою позицию.

Условия эффективного проведения дискуссии

  1. Информированность и подготовленность слушателей к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений.

  2. Правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание.

  3. Корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента.

  4. Установление регламента выступления участников.

  5. Полная включенность группы в дискуссию, участие каждого слушателя в ней, для чего необходимо:

  6. [/list]

    - проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать

    желание ее обсуждать;
    - расположить группу так, чтобы устранить преграды, затрудняющие общение;
    - предоставить каждому возможность высказаться.

    1. Совместная выработка правил и норм групповой коммуникации.

    2. Особая позиция преподавателя как руководителя дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы.

    Основные шаги при подготовке к дискуссии

    [list=1]

  7. Выбор темы дискуссии, которая соответствует тематике курса и содержанию учебного материала. При этом на обсуждение выносятся темы, имеющие проблемный характер, содержащие в себе противоречивые точки зрения, дилеммы, задевающие привычные установки обучающихся.

  8. Тема дискуссии разбивается на отдельные вопросы, которые сообщаются слушателям.

  9. Указывается литература, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии.

  10. Организуется самостоятельная работа слушателей.

Проведение дискуссии.

Выделяется несколько этапов дискуссии.

Этап 1.

Введение в дискуссию:

  • формулирование проблемы и целей дискуссии;

  • создание мотивации к обсуждению – определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.;

  • установление регламента дискуссии, ее основных этапов;

  • совместная выработка правил дискуссии;

  • выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.

Приемы введения в дискуссию:

- предъявление проблемной ситуации;
- демонстрация видеосюжета;
- демонстрация материалов (статей, документов);
- ролевое проигрывание проблемной ситуации;
- анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему;
- постановка проблемных вопросов;
- альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).

Этап 2

Обсуждение проблемы

Цель – собрать максимум мнений, идей, предложений.

Обязанности ведущего:

- следить за соблюдением регламента;
- обеспечить каждому возможность высказаться;

- поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов (“А как вы считаете?”, “Вы удовлетворены таким объяснением?”, “Вы согласны с данной точкой зрения?”, “Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение” и т.д.);
- не допускать отклонений от темы дискуссии;
- предупреждать переход дискуссии в спор ради спора;
- следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта;
- стимулировать активность участников в случае спада дискуссии.

Этап 3.

Подведение итогов обсуждения:

  • выработка участниками согласованного мнения и принятие группового решения;

  • обозначение ведущих аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников;

  • настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения;

  • совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу.

Анализ дискуссии

Существенный элемент дискуссии – ее анализ. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов.

Важно в конце любой дискуссии сделать обобщение, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы, активных участников.

Организация

Колледж индустрии туризма и гостеприимства

Всего на сайте:
1 курс

Чтобы связаться,
купите курс